Формы работы с семьями (или лицами, их заменяющими)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»):
• Право ребенка на образование, гуманистическое, по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
• Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
• Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Работа с родителями:
· групповые консультации вновь поступивших детей;
· индивидуальные консультации по запросу, по диагностике;
· подбор и знакомство с психологической литературой по заявленной
тематике;
· лекции-выступления на родительских собраниях;
· диагностика родительско-детских отношений в семье: тестирование,
анкетирование, наблюдение, беседы;
Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей (по запросу и разрешению родителей)
· Проведение диагностики.
Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
· Консультирование педагогов (по запросу)
· Участие в родительских собраниях.
Психопрофилактическая работа
Работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
Психологическое просвещение:
- педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.
- Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.
- В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.
Направления психолого-педагогического сопровождения:
· Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
· Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
· Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
· Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
· Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
· Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
· дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
· психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
· специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
· здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).