Нормативные документы

 

 

Циклограммы деятельности

  Содержание коррекционной работы

         Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

         Задачи коррекционной работы:

O выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;

O преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.

         Содержание коррекционной работы:

O выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

O осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

O возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:

O коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;

O все специалисты осуществляют коррекционную работу.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса

         Коррекционная работа в ДОУ проводится для детей с речевой патологией (общее недоразвитие речи);

Дети с ограниченными возможностями здоровья не интегрированы в общеобразовательные группы, находятся в группе компенсирующей направленности.

Логопедическая группа функционируют в 5-ти дневном режиме с 12-часовым пребыванием детей.

         Коррекционная работа включает время, отведенное на:

O непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

O образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

O самостоятельную деятельность детей;

O взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы организации:

O индивидуальная;

O подгрупповая.

Перечень коррекционных мероприятий:

O обследование воспитанников;

O изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;

O заполнение речевых карт и карт обследования;

O анкетирование родителей;

O диагностика детей;

O выбор образовательного маршрута;

O подгрупповая и индивидуальная НОД;

O консультирование родителей, индивидуальные беседы;

O консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;

O заседание коррекционной службы ДОУ;

O заседание ППк;

O обобщение передового опыта.

 Описание специальных условий обучения и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья можно в положении (файл)

         Обучение с квалифицированной коррекцией ведётся высококвалифицированными специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом. Обучение с квалифицированной коррекцией происходит в специально оборудованном кабинете.

 

Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

 

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного  взаимодействия  всех  специалистов дошкольного учреждения, единого коррекционно – образовательного  пространства и речевой среды.

В нашем детском саду выстроена чёткая система  психолого-педагогического сопровождения. Каждый специалист детского сада работает по своим рабочим программам, составленным на основе ООП детского сада и  рабочей адаптированной коррекционно-развивающей программы. В данных рабочих программах отражено единство целей воспитания и образования детей дошкольного возраста.

С адаптированной образовательной программой для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на данный учебный год можно на странице «Образование», там же можно ознакомиться и с рабочими коррекционными программами специалистов ДОУ.

 Модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом, в том числе личностном развитии, обеспечивающее их успешную социализацию и индивидуализацию.

 

Как вы видите на схеме, в центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, учитель-логопед и психолог, в затем их помощники: инструктор Физвоспитания, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО деятельности и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности, готовой к дальнейшему обучению в школе.

Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус воспитанников.

Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

В нашем случае, мы рассматриваем взаимодействие специалистов, на примере работы группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Главным направлением развития данной категории детей является – речевое развитие. Именно поэтому,  Учитель-логопед, является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в данной группе, он работает не только над постановкой звуков, но и, совместно с воспитателями, способствует созданию речевой среды в ДОУ, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации.

Педагог-психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления личности и формированию навыков общения.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательное пространство детского сада качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

Медицинский работник следит за общим состоянием здоровья воспитанников.

Преподаватель ИЗОдеятельности развивает и укрепляет мелкую моторику.

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Инструктор по физвоспитанию развивает и укрепляет общую моторику.

Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы  и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений.

         Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

O диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

O проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

O сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

O аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

         Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум ДОУ (ППк), который решает задачу взаимодействия специалистов.